Мы открыты для добрых намерений. Наш расчетный счет:

№BY72AKBB36420468615106600000 ЦБУ 615 фил. №633 ОАО "АСБ "Беларусбанк", код AKBBBY21



г.Слуцк, ул.Социалистическая,14
Время работы: с 8:00 до 19:00
Обед с 13:00 до 14:00

Телефоны для справок:
Первичный прием: 8(01795)5-41-47
Зам.директора:2-94-91
Юрисконсульт: 4-67-47
Директор: 5-41-92

 

Страничка психолога - Стигматизация

 

 

Стигматизация 

 

   Узнавая нечто новое, по мере накопления жизненного опыта мы создаем определенные схематичные представления о предметах и явлениях и впоследствии действуем на основе этих представлений. Так, мы знаем об огне, что он обжигает, и что на нем можно готовить пищу. Разные люди имеют разные представления об огне, о том, как его можно использовать, и что из него можно извлечь. Кто-то может бояться пламени, другой человек, напротив, будет наслаждаться созерцанием горящего костра. Так и с людьми.

   Представьте, что, увидев человека в первый раз и немного поговорив с ним, вы решаете, что этот человек глуп и  неинтересен, и впоследствии, думая о нем или общаясь с ним, действуете, словно так оно и есть. Тем самым  ограничиваясь «представлением-ярлыком», вы теряете возможность открыть в человеке другие, не замеченные ранее черты и сделать ваше общение более полноценным и обоюдовыгодным.

Стигматизация (от греческого «стигма» — «клеймо») — это навешивание социальных, моральных, психологических характеристик (ярлыков) на отдельного индивида или даже сообщество,  имеющих отрицательный характер. Человек, отличающийся каким-либо физическим, моральным или иным признаком от большинства того общества, в котором он живет, наделяется стигмой. Например: «красавец», «глупая», «психолог», «ботан», «жадина» и т. д.

 Основные разновидности стигматизации:

•Физическая стигматизация-присвоение стигмы лицам с физическими недостатками, врожденными или приобретенными. Например, когда слепому говорят громче, хотя он прекрасно слышит, или психически больные, которых стараются сторониться, считая их непредсказуемыми и опасными.

Зачастую человек, имеющий даже незначительное психическое заболевание, страдает больше от предубеждений со стороны окружающих, чем от симптомов самой болезни.

Сюда же можно отнести людей со всеми неизлечимыми болезнями, такими как СПИД, гепатит, туберкулез. Людям с этими болезнями сразу же присваивается «звание» социального аутсайдера, наркомана, алкоголика и т.п.

• Психологическая стигматизация это явление, при котором человек сам наделяет себя какой-либо стигмой. Например, «я толстая, а толстых никто не любит», «я маленького роста, а девушки любят высоких». Зачастую психологическая стигма появляется на фоне физического недуга. Допустим, человек считает, что он немощный инвалид, с которым никто не захочет заводить семью. Проблема заключается в том, что лицо с таким клеймом начинает прятаться от общества, как от стрессора, жалеть себя, ограничивать и все неудачи списывать на свое клеймо. Очень часто это наблюдается у ветеранов военных действий, которые получили увечья, ограничивающие их способность к передвижению, а проще говоря — стали инвалидами. Они настроены на неудачу или даже вовсе отказываются от попыток что-либо предпринять, накручивая себя: «Я же инвалид, у меня ничего не получится, я никому не нужен, потому что обуза». 

   То же самое происходит с девушками, страдающими излишним весом. Они или зацикливаются на своей внешности и ведут затворнический образ жизни, сторонясь общения с противоположным полом, или доводят себя до анорексии. Таким образом, стигма становится причиной самобичевания и самоуничтожения.

Социальная стигматизация — это явление, когда человеку «ставят клеймо», исходя из его положения в обществе. Самым выдающимся примером такого рода стигмы являются бывшие осужденные. После выхода из исправительного учреждения на этих людей продолжают смотреть как на уголовников, «от него можно ожидать чего угодно», «зэков бывших не бывает». Вышедшим людям на свободу очень сложно адаптироваться к общественной жизни. Как они не стараются, снова попадают в исправительные колонии. В большинстве случаев из-за невозможности построить нормальную жизнь. И здесь уже можно заметить, как социальная стигматизация сворачивается в психологическую.

   К этой категории можно отнести детей-сирот, живущих в детских домах, им очень часто, хоть это и внешне порицается, заочно присваивается звание «будущих уголовников».  

   Еще пример: девушка, не вышедшая замуж до 25 лет — «старая дева и никому не нужна». Очень сильно подвергаются стигматизации представители нетрадиционной ориентации. Людей, живущих в деревнях и селах, принято считать «деревещены» из-за низкого информационного развития. 

• Культурная стигматизация

   Широко представлена социальная стигматизация в этническом контексте: «евреи — хитрые», «украинцы — жадные», «немцы — фашисты». В принципе, любой анекдот, да и сатира тоже — это высмеивание стигмы человека или целой социальной группы. Стигматизация часто рождает дискриминацию: этническую, расовую и даже гендерную. 

   Последствия стигматизации для человека:

   У всех людей со стигмой наблюдается примерно одинаковая модель поведения. Стесняясь своего статуса, они стремятся избегать общества, скрывают наличие у себя «порока», оправдывают все своим «недостатком». Такие люди боятся подвергнуться критике, зачастую свою жизнь строят так, чтобы максимально соответствовать понятию «нормальный человек». Индивид со стигмой скрывает наличие ее у себя, уничтожая таким образом свою жизнь. Смыслом и целью существования становится желание, чтобы никто не догадался, что у него есть недостаток. Как следствие появляются неврозы, депрессивные состояния, личность становится замкнутой, развиваются разного рода психосоматические заболевания. И что самое ужасное, это может привести к суициду.

   Иногда можно наблюдать «положительные» проявления стигмы. Например, когда одобряют боксера за ум, нехарактерный для данного вида спорта, или наоборот, шахматиста хвалят за силу. 

        Особенности профилактики стигматизации в обществе

 Каким бы ни было какое-либо явление, смысл заключается в том, что мы с раннего детства приучаем своих детей навешивать ярлыки, говоря им, что «этот дядя чужой и опасный», «не дружи с этим мальчиком, он плохой». Безусловно, люди хотят защитить и оградить своих детей от неприятностей, но важна форма, в которой это делается.

 Обычно у нас нет ни слов, ни желания объяснить малышу, почему мы предостерегаем его от общения с незнакомым человеком. Мы просто вкладываем в его память негативный опыт, готовый конструкт «чужой-плохой». Родители не объясняют своему чаду, почему они не хотят, чтобы он дружил с кем-то из сверстников во дворе, и что плохого тот сделал, а просто вешается ярлык, который не подлежит сомнению. 

   И уже в школе можно наблюдать плоды такого своего воспитания, когда стигматизации подвергается любой хоть чем-нибудь непохожий на других ребенок. 

    К профилактическим можно отнести такие меры: 

1.Общая гуманизация общества. Это должно происходить еще с детских лет в семье, потом в образовательных институтах. Необходимо формировать такие качества, как толерантность, лояльность. Сейчас в школах, например, вводят интегрированное образование. Это значит, что внедряются классы, в которых учатся обычные ребята и «дети с особенностями в  развитии».

2.Просвещение и повышение общей культуры общества и социального уровня жизни. Ни для кого не секрет, что именно бытовая неустроенность, недостаток образования и культуры зачастую толкает людей к «порочному образу жизни», если, конечно, речь не идет о врожденных недугах. Люди должны знать примеры, когда человек со стигмой развивается, добивается успеха и становится вполне счастливым. Знаменитый Альберт Эйнштейн, а также изобретатель телефона Александр Белл страдали задержкой интеллектуального развития. Все они стали знаменитыми и успешными в жизни.

3.Информирование о стигматизирующих факторах. Здесь речь идет о юридической, медицинской, психологической осведомленности. Проще говоря, люди должны знать к чему приводит навешивание социальных ярлыков на других. Каждый должен осознавать меру ответственности за свои слова и поступки, чтобы формировалось чувство сопричастности по отношению к окружающему миру, и человек не закрывался в своей «скорлупе», делая вид, что «меня это не касается».

   Если все-таки не удалось обойти «навешивание ярлыков», то следующие рекомендации помогут справиться со стигмой: 

1. Поймите, что вы не ваша стигма. Ваша семья и друзья любят вас, а не вашу стигму! Когда люди смотрят на вас, они видят вас. Итак, когда вы смотрите на себя, вы тоже должны увидеть себя;

2. Обратитесь за помощью по решению возникшей проблемы.  Рассмотрите возможность работы со специалистом. Профессионалы сделают ваш путь легче. Например, если вы страдаете ожирением- обратитесь к диетологу и пр.;

3. Попробуйте методы снижения стресса. Исследования показали, что успокаивающие методы, такие как размышления, медитации, занятия йогой и даже глубокие вдохи могут помочь людям справиться со стигмой;

4. Сосредоточься на других аспектах в вас. Может быть, что вы «парень- ботан», но при этом удивительный шахматист. Или «девушка- блондинка», но  прекрасно играете в баскетбол. Почему бы вам не радоваться этим вещам вместо проблем?

Поэтому, не бойтесь ярлыков! Ни в отношении самих себя, ни в отношении других людей. Все мы – живые люди и поэтому у всех нас имеются какие-то проблемы. И на всех нас можно повесить хоть какой-нибудь, но всё же ярлычок!